Саночкин Дмитрий (laloeken) wrote,
Саночкин Дмитрий
laloeken

Category:

Загадка носорога

На выставке Сальвадора Дали в галерее Синара Арт, на которой мы побывали в августе текущего года, довелось увидеть любопытный экспонат. Это копия в виде барельефа из патинированной бронзы картины художника «Юная девственница».


Полное ее название «Юная девственница (Вирджиния), автосодомизирующая рогами собственного целомудрия» (перевод А. Рожина). Другой вариант перевода названия, который был помещен под этим экспонатом: «Юная девственница, содомизирующая себя рогами собственной невинности» / Jeune vierge autosodomisee par les cornes de sa propre chastete".



Живописный оригинал этого произведения датируется 1954 годом. Картина находится в Лос-Анджелесе в коллекции журнала Playboy.



Очевидно, что Дали была свойственна противоречивость натуры. С одной стороны, он создавал грандиозные религиозные полотна, наподобие картин «Искушение св. Антония», «Христос св. Иоанна Креста», «Тайная вечеря». С другой стороны, ему было не чуждо обращение к эротической теме, т.е. теме «запретной», греховной. В качестве примера можно привести данную работу. Известны и другие подобные картины.

Мнение искусствоведа Александра Рожина, автора одной из самых лучших книг на русском языке, посвященных творчеству Сальвадора Дали:

«Образный мир Дали подобен лабиринту, в который даже заглянуть отважится не каждый. Особая сакральность даже его сугубо религиозных полотен открывается не сразу, не вдруг. Дорога к таинствам, вершинам Веры витиевата, изобилует опасными соблазнами, которые не способен обойти обреченный. Не случайно под его кистью появляются и такие работы, как «Двое юных» (1954), где очевиден «скрытый» эротизм, быть может еще более соблазнительный, чем любые его откровенные формы.

Произведения подобного звучания и смысла преднамеренно противоположны религиозным композициям художника, носящим программный характер. В этом ряду и известное полотно, как всегда, с вызывающим названием - «Юная девственница (Вирджиния), автосодомизирующая рогами собственного целомудрия» (1954). Возможно, Дали подчеркивал тем самым для окружающих свою земную сущность, подверженность порокам и низменным страстям, вводя их в заблуждение. Существовало как бы два Дали, вместе с Гала образующих некое триединство» [1].

Кроме этой, вполне очевидной и понятной интерпретации, могут существовать и другие варианты истолкования. Например, сам Дали говорил об этой картине нечто странное:

«Рог носорога, или древнего однорога, по сути дела, есть рог легендарного единорога, символа непорочности. Эта юная девственница может опереться на него и играть с ним как во времена куртуазной любви» [2].

Скорее всего, данное толкование восходит к так называемой «носорожьей мании" художника, о которой он пишет в своей книге «Дневник одного гения»:

«...Чтобы разрядить атмосферу и спустить моих слушателей, у которых уже началось головокружение, на землю, я велел показать на экране фотографию меня и Галы: мы купаемся близ мыса Креус в компании с одним из портретов «Кружевницы». Пятьдесят других портретов были развешены в моей оливковой роще, дабы побуждать меня каждый миг к размышлениям над этой проблемой, имеющей безмерно огромное значение, и в то же время я был поглощен своим исследованием о подсолнухе, из наблюдений за которым уже Леонардо да Винчи сделал исключительно интересные для своего времени выводы. Летом этого 1955 года я открыл, что в пересечениях спиралей, образующих шляпу подсолнуха, совершенно явственно проступает очертание рогов носорога. Сейчас специалисты по морфологии еще не вполне уверены в том, что спирали подсолнечника являются подлинными логарифмическими спиралями. Они приближаются к таковым, но наличествуют феномены роста, которые приводят к тому, что их невозможно замерить со строго научной точностью, и специалисты-морфологи не пришли пока к согласию, чтобы доказательно утверждать, являются они или нет именно логарифмическими спиралями. Но зато вчера мне удалось убедить слушателей в Сорбонне, что в природе нет логарифмической спирали, которая была бы совершенней очертания носорожьего рога» [3].


Дали с цветной капустой и носорогом. Фото Филиппа Хальсмана. 1955

В книге Мишеля Нюридсани «Сальвадор Дали» содержится следующее пояснение:

«Этот пресловутый носорожий рог впервые появляется, если я не ошибаюсь, в 1954 году в «Юной девственнице, содомизирующей самое себя рогами собственной непорочности», после чего он возникал на лекциях, в статьях, на картинах и в похожих на спектакли интервью Дали на протяжении почти всех пятидесятых годов.

Затем, в 1954 году, появится «Носорогообразная фивра Иллиса Фидия», а за ним, в 1955 году, - «Носорожий бюст
«Кружевницы» Вермеера».

Рассматривая рог носорога как «символ динамической гармонии», как зримое подтверждение существования золотого сечения или как «необходимую кривую» на его пути к золотому сечению, Дали вовсю забавлялся и где только его ни рисовал. Мы видим рог на многих его полотнах того периода» [4].

О «золотом сечении" можно прочитать в следующих статьях: 1. Т.А. Дарманская. Математические основы архитектурной гармонии: https://cyberleninka.ru/article/n/matematicheskie-osnovy-arhitekturnoy-garmonii, 2. В.Д. Цветков. Золотое творчество природы: http://www.delphis.ru/journal/article/zolotoe-tvorchestvo-prirody, 3. Виктор Лаврус. Золотое сечение: http://n-t.ru/tp/iz/zs.htm.

Как видим, толкований у этой картины может быть несколько, что вполне согласуется с духом параноидально-критического метода Дали. Художник не только эпатировал публику, но и зашифровывал в своих работах разного рода интересную информацию.

Его творчество предполагает множество самых разнообразных интерпретаций, подобно известным «двойным образам» на его картинах 30-х и 40-х годов. Неистощимая фантазия мастера сделала возможным зримое существование этого причудливого мира грез и сновидений, в котором сочетается, казалось бы, несочетаемое, и который требует напряжения ума для своего понимания.

Творчество Сальвадора Дали очень разнообразно, оно будит фантазию, развивает мышление, завораживает дух, порой ставит в тупик своей загадочностью и противоречивостью образов и сюжетов.

Иногда в нем открываются высоты, а порой оно низвергает в бездны, из которых потом снова выводит на свет. Можно наверное сказать, что оно разнообразно, как сама наша жизнь. И не одно поколение зрителей открывает в нем что-то новое для себя.


Литература.

1. Рожин А.И. Сальвадор Дали: миф и реальность. - М.: «Республика», 1992. С. 145-146.
2. Робер Дешарн, Никола Дешарн. Сальвадор Дали. ЭДИТА Паламед. 1996. С. 47.
3. Дали С. Дневник одного гения / Сальвадор Дали; пер. с фр. Л. Цывьяна. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. С. 123-124.
4. Нюридсани М. Сальвадор Дали / Мишель Нюридсани; пер. с фр. И.А. Сосфеновой. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2018. С. 470.
Tags: Леонардо да Винчи, Сальвадор Дали, выставки, день за днем, золотое сечение, искусство, искусствоведение, музеи, наука, религия, секс, сюрреализм, творчество, эзотерика
Subscribe

  • Николай Рерих - Лотос

    Рассмотрим картину Николая Рериха, которая носит поэтичное название «Лотос» и датируется 1933 годом, и попробуем ее интерпретировать. У…

  • Сакральное число

    В феврале, в музее изо, на открытии выставки местного художника Евгения Бабушкина, в гардеробе мне достался номерок с цифрой 777. Это сакральное…

  • 11 мая - День рождения Сальвадора Дали

    Посвящение Мастеру Ты вдохновлен отшельником Дали, Что скрыт от мира в башенке из кости... Его почти не беспокоят гости, Он весь живет сознанием…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment