Саночкин Дмитрий (laloeken) wrote,
Саночкин Дмитрий
laloeken

Category:

Попытки понять

Попытки не ругать, а понять творчество С. Дали в нашей стране были сделаны еще при СССР, в пик "перестройки". В те времена начали происходить интенсивные культурные процессы, в том числе по обмену с другими странами. До этого эти же процессы происходили в основном неформально, в рамках молодежной субкультуры, и все подобные движения осуждались и преследовались государством (имеется в виду, например, распространение пластинок западной музыки, которым занимались советские хиппи). Например, и речи быть не могло о выставках мировых художников в СССР, скажем, в 70-е годы. Но вот задули новые ветра. Несколько отрывков из журнала "Юность" за 88 год:

"...Один из нас художник, второй журналист, один яростно поклоняется модернизму, второй просто любит хорошую живопись (так, во всяком случае, он думает). Не во всем мы были едины во мнениях, но разумные люди всегда согласятся в главном. Хотя бы в том, что старое не противостоит новому. Противостоит новому только перепуганное и тупое. Ибо талантливое старое когда-то само было новым и всегда помнит об этом. Пикассо начинался у картин Врубеля, а Дали - у картин Вермеера. В этом году впервые в нашей стране с успехом прошла выставка графики "скандалиста" - сюрреалиста Сальвадора Дали, чья краткая фамилия столь долгое время была грозным жупелом в руках иных критиков и искусствоведов."

"Дали - шут. Это социальная маска, и это природное актерство художника, и это самооборона робкого человека. Рассказывают, что он порой боялся закрытой двери: что за ней найду? Пусть Дали и "сверхкривляка". Но почему именно о чудачествах, мистификациях, заблуждениях, эскападах и буффонадах пишут взволнованные критики и биографы в первую очередь, поспешно погружая ржавые клинки в мантию художника? Хочется сорвать ее и радостно воскликнуть: "А король-то голый!" Не потому ли столь мало пытаются понять саму живопись, что под мантией оказывается броня истинного таланта?"

"...отвратительные, патологические "картины" сюрреалиста Сальвадора Дали, прославляющие атомную бомбу..." Так писали в наших энциклопедиях. Художника называли и сфинксом, и верховным жрецом, и мастером эпатажа. А Дали всю жизнь пребывал в состоянии влюбленности. Разве не странны нам влюбленные, разве не совершают они самые эксцентричные поступки - только бы любимые заметили! "Если живопись не полюбит тебя, вся твоя любовь к ней будет безрезультатна".

(Из статьи Виктора Липатова и Андрея Сальникова ""При отсутствии блаженного идиотизма", журнал "Юность",
декабрь 1988)
Tags: СССР, Сальвадор Дали, искусство, искусствоведение, история, культура, сюрреализм
Subscribe

  • Сергей Калугин

    "Также невозможно объяснить, почему БГ - это хорошее искусство, а Газманов нет, тому, кто в музыке и поэзии вообще ни уха ни рыла. Для…

  • Елена Блаватская

    "Подобно тому, как белый луч света, проходя через призму, разлагается на различные цвета солнечного спектра, так и луч божественной Истины,…

  • Ситар играл

    "В. С.: Почему все-таки в итоге вы пришли к буддизму? Б. Г.: Я сразу сделаю оговорку, что слово «пришел» подразумевает, что я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments