Саночкин Дмитрий (laloeken) wrote,
Саночкин Дмитрий
laloeken

Categories:

Введение в буддизм

Глава в книге "Введение в буддизм", посвященная разбору философии школы йогачара и доктрины Татхагатагарбхи, пожалуй, одна из самых непростых в издании. Сам Евгений Торчинов, автор данной книги, пишет в начале той главы (или лекции) следующее: "Философия школы йогачара является, по-видимому, сложнейшей из всех не только буддийских, но и вообще индийских систем". Приведу небольшой отрывок в качестве иллюстрации. К сожалению, нет возможности здесь приводить более полные цитаты, так как они довольно длинные, поэтому ограничусь лишь краткими отрывками, просто для примера.

"...Далее, последователи Дигнаги и Дхармакирти восстановили в правах древнюю теорию мгновенности (кшаникавада), переосмыслив ее, однако, в соответствии с основными положениями йогачаринского учения. Теперь под мгновением (кшана) понимается неуловимый единичный акт восприятия, в котором реальность присутствует как таковая (татхата), еще не будучи подвергнутой операции преобразования в сознании в процессе ментального конструирования и концептуализации. Такое мгновение-восприятие носит техническое название свалакшана (буквально: «то, что наделено своим собственным признаком»; сва - «свой» и лакшана - «признак», «свойство»). Свалакшана рассматривается поздними йогачаринами как элемент истинной реальности (парамартхика), доступный нам в чувственном познании (пратьякша). Как таковая, свалакшана рассматривалась как нечто предлежащее субъектно-объектной дихотомии (адвая - недвойственность). Для обретения этого элемента знания истинной реальности поздние йогачарины разработали особую процедуру очищения опыта от ментальных конструкций и концептов, бывшую подлинной йогой этой школы. Ее цель - обретение окончательной нирваны, понимавшейся как полное прекращение конструирующей и концептуализирующей деятельности сознания, упразднение субъектно-объектной двойственности, исчерпание васан и санскар (элементарных подсознательных импульсов), замена двойственного по самой своей природе сознания недвойственным гносисом (джняна) и обретение полной слиянности с истинносущим, полной согласованности с реальностью как она есть."
Tags: Е.А. Торчинов, буддизм, литература, философия, цитаты
Subscribe

  • Аквариум - Чай

    "...«Аквариум» стали обвинять в абстрактной философичности и оторванности от родных реалий. Однако метафоричность, обобщенность…

  • Текущие события и их интерпретации

    1. Сорт китайского чая, который недавно купил в специализированном магазине чая и кофе, носит название "Чун Ми". Второе его название…

  • (no subject)

    Верещанье цикад. Со мною чай распивает Тень моя на стене... (Маэда Фура (1889 – 1954), перевод А. Долина)

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment