Саночкин Дмитрий (laloeken) wrote,
Саночкин Дмитрий
laloeken

Category:

Решил все-таки выложить здесь один из последних своих очерков о Николае Рерихе, наиболее, на мой взгляд, достойный. Он небольшой по объему, большие у меня как-то не получаются. Очерк в чем-то дилетанский по форме, но факты биографии художника точны, источник, которым я пользовался - альбом "Великие художники. Николай Рерих, №29". Учитывая то, что не всех есть дома этот альбом, данный очерк может служить кратким конспектом, хотя многое в нем изложено своими словами, и может послужить занимательным чтением. Нечто подобное, правда не о живописи, а о музыке, я уже как-то выкладывал в блоге: http://laloeken.livejournal.com/43272.html


     К изучению рериховского наследия

В творчестве Николая Рериха (1874-1947) угадывается какое-то особое вдохновение, особая манера. Отчасти это связано с уникальной техникой письма, которую тот воспринял у своего учителя Куинджи. Но выбор темы тоже очень важен, и важно то, как раскрывает ее художник.    

Будучи русским по рождению и по месту жительства, в ранний период своего творчества он обращался в основном к русской теме: в его картинах в большей степени присутствует обращение к истокам национальной культуры России. Возможно, что если бы художник продолжил этот творческий путь, то со временем он бы проявил себя, как «русский» живописец, подобно например, Нестерову. Но судьбе угодно было распорядиться иначе. Огромный талант Николая Рериха искал своего особого раскрытия. И оно осуществилось в последующий период его творчества, когда художник проявил себя, как создатель уже мировой, наднациональной культуры, культуры, можно даже сказать, надмирной, если учесть его опыт, как философа-гуманиста и мистика.

Революционные события 17-го года в России сделали невозможным его возвращение из Карелии, где он жил с семьей в течение некоторого времени, проходя лечение от осложнений после перенесенного воспаления легких, - русско-финская граница в 1918 году была закрыта.


Николай Рерих. Небесный бой. 1912

                                                 

Так Рерих со своей семьей – женой Еленой и двумя сыновьями – Юрием и Святославом оказался вдали от России. Он проводит выставки в США, вынашивает планы Центрально-Азиатской (1923-1928), а затем – Манчжурской (1934-1935) экспедиций.

Во время своего путешествия по странам Азии и Востока: Индии, Тибету, Китаю и Монголии, он много рисует. Именно тогда начинает складываться его особый стиль, необычная и яркая манера исполнения, которую многие так любят.

Рисуя, казалось бы, однообразные виды гор, он стремится, используя художественный метод Куинджи, передать их различные оттенки, оттенки цветов, освещения, формы. Он стремится также вложить в свои полотна, как это делает всякий истинный художник, долю искусства, стремится воплотить высшую идею, сделать ее зримой в конкретных земных образах.

Горы в его картинах, занимающие особое, даже исключительное, центральное место, всегда выглядят «живыми», одухотворенными объектами. За ними угадывается какая-то особая жизнь, духовное измерение.

Проезжая по Тибетскому нагорью, Рерих не мог не познакомиться с тамошней культурой. Его экспедиция была научной, целью ее было специальное знакомство с восточной культурой, традициями, религией. Поэтому, открывая для себя эту сокровищницу духа, художник стремился запечатлеть кое-что из нее в красках и образах. Буддийские монастыри, причудливо расположенные на вершинах и в ущельях гор, древние камни с надписями вдоль горных путей, быт и нравы горных жителей – все находило отражение в его картинах.


Николай Рерих. Тибет. Гималаи. 1933



Николай Рерих. Капли жизни. 1924

Горы Тибета на картинах художника своим многообразием красок, вызванным силой таланта и воображения мастера, как бы подчеркивают ту духовную красоту, которую он видел в людях, населяющих эту страну.

Как философа, Николая Рериха занимала идея единства религий и культур. Он осознавал, что за многообразием мировых традиций скрывается единый дух: дух Добра, Любви и Истины. Это понимание находит также отражение в его художественных картинах.

Он создает серию живописных полотен, на которых изображает духовных учителей человечества - пророков и философов. Так он пишет образы Магомета, Иисуса Христа, Конфуция, Лао-цзы, Сергия Радонежского, Франциска Ассизского.

Для философии Николая Рериха, которая нашла свое отражение в созданном совместно с его супругой Еленой Ивановной религиозно-философском труде «Агни-йога», а также в его отдельных работах и письмах, - характерна устремленность к созиданию вечных гуманистических, наднациональных и сверхкультурных идеалов, идеалов единой космической культуры и религии.

Эту особенность мировоззрения и мировосприятия художника нужно учитывать во время знакомства с его произведениями позднего периода.

Открытие рериховского наследия важно в плане культурном и историческом - наследие это поистине уникально. Знакомство с ним прокладывает путь для духовной эволюции сознания, для раскрытия творческого потенциала личности. Оно помогает преодолеть черствость и равнодушие, суеверие и бездуховность, учит понимать красоту этого мира, ценить все те духовные и материальные ценности, которые созданы руками человека.

19.04.11 г.

Tags: Е.И. Рерих, Живая Этика, Николай Рерих, искусство, культура, творчество, философия, эзотерика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments