Саночкин Дмитрий (laloeken) wrote,
Саночкин Дмитрий
laloeken

Categories:

Еще раз на тему эзотерики

Года два тому назад доводилось принять участие в обсуждении, проходившем на одном форуме, который ныне не существует. Хочу оставить здесь этот текст. Вдруг, кто-то когда-то прочитает, и содержание этого текста подтолкнет его к поиску.

A: Многие исследователи жизни положили на то, чтобы изучать эзотерику во всем ее многообразии и «не съехали с катушек».

B: Например? Кто эти эзотерики, «жизни положившие и не съехавшие»?

A: Рене Генон, например, или Мирча Элиаде.

О Мирча Элиаде

C: Элиаде исследователь данного предмета. Можно исследовать древние культы и обряды, объяснять их значения для самих адептов, но это не означает быть эзотериком. Таким является только сам практикующий шаман, священник, йог и т.п. Они «посвященные» в отличие от других. В России только православная церковь может претендовать на «таинство», но в наши дни уже дискредитировала себя. Про масонов уже не вспоминают.

D: 1. Возможно, что какие-то посвящения он все-таки получал, о чем можно прочитать намек в вики в главе «Путешествие в Индию»:

«В 1928 году магараджа Марахайя Маниндра Чандра Нанди из Касимбрагара предоставил Элиаде стипендию для обучения в Индии, и он отправился в Калькутту для изучения санскрита и философии под руководством профессора Калькуттского университета Сурендраната Дасгупты. По пути в Индию он посещает Египет и Цейлон. Во время учёбы Элиаде путешествовал по индийским деревням и монастырям в Гималаях. Четыре месяца жил в гималайском монастыре Ришикеше, где изучал и практиковал йогу, его гуру был знаменитый Свами Шивананда.»

2. Посвящение - это такое сложное и многогранное понятие. Есть, например, посвящение у своего Высшего Я, когда человек получает откровение из глубин своего существа... Если говорить об Элиаде, то он мог получить как посвящение от гуру, так и посвящение изнутри. Во всяком случае, если бы он не прошел такого рода инициации, то он не смог бы посвятить всю жизнь отстаиванию эзотерики. Элиаде - серьезный исследователь с мировым именем. Но есть менее заметные. Есть очень много и простых людей, которые чем-то таким интересуются. Может быть, они не мыслят глобально и не пытаются сразу достичь состояния совершенства, но они могут приближаться к нему в течение своей жизни, и они могут его приветствовать, что уже само по себе немалое дело...

C: 1. Главное отличие не-эзотерика от эзотерика - это ВЕРА последнего в своё «магическое сознание». Шаман, как и его племя папуасов, действительно верят в духов, от этого и сила шамана, и его заклинания работают. Ученый должен сохранять дистанцию от своего предмета, иначе он не сможет объективно его понять и описать языком, который понятен для других.

2. «Когда человек получает откровение из глубин своего существа...» - это уже не подлежит научному описанию. Это область мистики и поэзии.

О сакральном и профанном

D: Не все поддается научному описанию. Тем более сознание, внутренний мир человека. Например, до сих пор мало известно о йогическом опыте. Элиаде и подобные исследователи написали множество книг, есть и серьезные традиции, например буддизм, где сознание изучается. Но все-таки этот опыт нельзя передать и «вживить» с помощью научных методов, нельзя его передать в рамках системы образования. Есть такое понятие «сакральный», то есть «священный», «непрофанный». Научный опыт - это область профанного, доступного для всех. Опыт йогов и мистиков - опыт сакральный.

C: Согласен - недоступно для профанов. Но если человек в повседневной жизни начинает себя вести согласно своему магическому сознанию, то его отправляют лечиться. Психиатры верят не в магию, а в химию. И к любому, который увлекся подобной тематикой, они уже относятся с подозрением. Ибо сейчас в нашей жизни не осталось места для подобного рода вещей. Кроме как бизнес на эти темы для профанов - макулатура, которая продается большими тиражами, семинары, те же секты. Свято место пустым ..., а оно пустое. Там массово взгромоздились ТВ и интернет. Боги психздоровых профанов.

О «магическом мышлении» и работе психических центров

D: Проблема сохранения Знания для себя существовала всегда. Потому что одна из характеристик бытия - это его непостоянство. Уровень усвоения, обработки и сохранения Знания подчас довольно низок у многих людей. Но я не согласен, что если человек изучает такие темы, то рано или поздно он попадает в поле зрения психиатров. Не все попадают. Религиозные люди, вот, например, тоже могут попасть на заметку к врачам и могут нуждаться в лечении. Здесь происходит такая интересная штука: «зомби» вдруг просыпается... Какой будет его первая реакция на свое пробуждение? Ему захочется поделиться этим с кем-то. А другие-то люди продолжают оставаться «зомби». И они вешают на его опыт ярлык «магическое мышление», и пытаются от всего этого дела отгородиться, а человека отправляют к врачам. Не всегда, конечно, так, но ярлык точно могут привесить. Поэтому и сложность - приходится еще больше испытывать на себе агрессивность внешней среды.

К этому могут добавиться специфические проблемы внутреннего характера, например то обстоятельство, что человек начинает «жить головой». Может возникнуть дисбаланс между верхними и нижними центрами. В серьезных традициях делались попытки уравновесить центры, с помощью медитации, поклонов или простираний, общественно-полезного труда. Современные эзотерики, не знакомые с такими методами, могут пострадать от своих практик. Но если человек знает, что он начинает «жить головой», и что в таком случае возникает дисбаланс центров, то он постарается найти методы устранения этой проблемы. Так что тут проблема не Знания как такового, а проблема не умения им правильно воспользоваться. Существует миллион книг, и почти столько же традиций и методик, и пока там человек разберется, что к чему, он может наломать дров. Как говорится, Путь полон опасностей.

C: 1. Как конкретно они могут пострадать? Много впустую потраченного времени?

2. «Жить головой» всегда противопоставлялось «жить нутром, или сердцем». В моём понимании живущие мозгами относятся к эзотерике с предубеждением. Жить сердцем, или жить верой всегда предполагает высокую эмоциональную вовлечённость, что чуждо трезвой самооценке. Там и черти, и демоны, и ангелы, это может дать насыщенную внутреннюю жизнь, но к реальности отношения не имеет.

Стриндберг: Мне не нужна церковь - я сам создаю своих демонов и своих ангелов.

D: Пострадать могут тем, что много ломая голову над смыслом жизни, то бишь «живя головой», они могут «слететь с катушек». Последнее в меньшей степени грозит тем, что умеет уравновесить работу психических центров. Как их уравновесить? Уравновесить их можно, если сочетать активность в области головы с активность в области других центров - эмоционального и волевого. Последнее достигается тогда, когда человек сочетает духовные практики с обычной жизнью, работой, общением и т.д. Здесь главное научиться «не выпадать» из обычной жизни, и не противопоставлять духовность обыденным занятиям. Если нечто подобное удается, тогда единственное, что может повредить человеку, так это напряжение в работе центров - ведь центры работают на пределе! По сути, эзотерик может тем отличаться от простых людей, что он начинает учиться управлять работой своих центров (чакр). Он может добиться того, что они будут работать по отдельности, затем все вместе, а затем «в унисон». Понятно, что это непростая работа, требующая внимания, напряжения, осторожности.

C: Вот как раз это мне кажется невозможным. У некоторых есть ещё даже семья. Духовные практики только для отшельников, у которых есть возможность уйти от всего мирского. В монастырь, например, там это можно. Иначе получается вечная дилемма «и нашим, и вашим», вечное противоборство разных миров, которые в одной голове и сердце не уживаются. И даже монах должен кормить своё бренное тело, уже тут противоречие между духом и телом. В первую очередь мы млекопитающие, голодный монах или эзотерик во сне скорее увидит колбасу, а не дух святой. А если ещё надо думать о работе, кредитах, жене и детях, собаке и соседе, машине и погоде.... Какие тут чакры и активность в области головы - одна головная боль.

D: Это все сложно, но теоретически возможно. Примеры есть. Почитайте, например, книгу П.Д. Успенского «В поисках чудесного». В ней рассказывается о возможностях гармоничного развития человека. В свое время этой книгой зачитывались самые разные люди в среде моих знакомых и друзей. Большинство теперь живут обычной жизнью. Но не исключено, что эта и другие подобные книги оказали на них влияние, чем-то помогли. Также как помогает психология, литература или поэзия.

Если человек сильно загружен мирской деятельность, то ему будет сложно сочетать ее с занятиями духовными практиками. Но все-таки он может практиковать. Не медитацию, так хотя бы осознанность, внимательность, он может учиться успешному взаимодействию с людьми, пониманию, сопереживанию, доброте... Это тоже практики. И они тоже духовные. Более того, во многих традициях считается, что такого рода практики должны предшествовать практике медитации.
Tags: Мирча Элиаде, Петр Успенский, Рене Генон, литература, размышления, эзотерика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments