Саночкин Дмитрий (laloeken) wrote,
Саночкин Дмитрий
laloeken

Categories:

Старые романтики ушли, а новых не появилось (с)

Как стало известно, Коля Васин (см. предыдущий пост), покончил жизнь самоубийством.

"Историк Даниил Коцюбинский сожалеет о кончине Николая Васина, о том, что рядом с ним не оказалось врачей, которые помогли бы ему справиться с депрессией.

– Что касается кризиса тех мечтаний, которые были характерны для людей 60–70-х годов, то он налицо, я его тоже ощущаю, хотя и отношусь к более позднему поколению. Коля Васин был классический шестидесятник, современник “Битлз”. 60-е годы – это самое романтическое духоподъемное десятилетие в ХХ веке, когда после ужасов Первой и Второй мировых войн, тоталитарных режимов – вдруг пришла оттепель, причем это случилось во всем мире. С конца 50-х и в Америке, и в Европе – везде началось пробуждение в искусстве, культуре идеи свободы, свободной личности. Стало казаться, что человек, который свободно распоряжается собой, может быть счастливым, а общество, состоящее из таких людей, – гармоничным. На этом выросла вся культура 60-х, в том числе рок-музыка, которая провозглашала: не воюйте, занимайтесь любовью, играйте рок-н-ролл и используйте наркотики – потому что наркотики тогда воспринимались как еще одна ступень к внутренней свободе. Это была попытка поверить в человека еще более безоговорочно, чем в нее верили в эпоху Ренессанса. Но потом эта мечта – как всегда бывает со слишком яркими мечтами – встретилась с реальностью и сникла. Но самое неожиданное, что на ее место больше ничего не пришло. И к началу нового века оказалось, что старые романтики ушли, а новых не появилось. Конечно, такой тонко чувствующий человек, как Коля Васин, в конце концов этого перенести не смог, хотя, наверное, к этому добавились какие-то личные обстоятельства, о которых я не знаю. Обычно старики уповают – у нас не получилось, у детей получится, а сейчас ситуация во всем мире такая, что у нас не получилось, и совершенно непонятно, получится ли у детей, потому что как мы были лишены большой мечты, так и они ее лишены. Люди 60–70-х знали, как они хотят изменить мир – разрушить патриархальные, тоталитарные каноны, запреты; их лозунг был – “запрещается запрещать”, а сейчас он никого уже не зажигает.

– А сам феномен Коли Васина – это ведь форма ухода от совка?

– Любая романтическая парадигма – это форма ухода от материального, он ушел в мир битлов. Любой человек, у которого есть духовная компонента, создает для себя нечто идеальное, в чем он спасается от материальной безнадеги и бессмысленности. Дух же не может принять до конца материю, которая движется во времени и разрушается в пространстве. Я бы не стал критически осмыслять созданный Колей Васиным культ. Я тоже из того времени, когда рок-музыка была религией для молодежи. Мне понятен человек, для которого все, что связано с музыкантами, которые его сформировали, становится святым. Для меня тоже есть группы и имена, которые я воспринимаю не просто как тех, кто создавал музыку, для меня это нечто большее – примерно то, что укладывается в понятие “святое”. Просто у Коли Васина больше ничего не было, но исходный геном его одержимости мне понятен.

По словам Даниила Коцюбинского, для него и сейчас рок-музыка имеет некую литургическую составляющую, оказывая на него возвышающее действие – вероятно, такое же, как церковная музыка – на верующих в храме. Он считает, что рок-музыка стала для многих классическим заменителем религии, а сейчас этого заменителя нет, отчего и возникает ощущение пустоты, с которым, возможно, и не сумел справиться Коля Васин. (Читать дальше...)
Tags: Коля Васин, битлы, музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments