Саночкин Дмитрий (laloeken) wrote,
Саночкин Дмитрий
laloeken

Заметки о смирении

Смирение - одна из главных добродетелей в христианстве. Но всегда ли люди правильно понимают ее. В чем состоит истинное смирение? Мне кажется, что оно состоит не в том, чтобы опустить руки, отказаться от борьбы и укрыться в духовное убежище. Это было бы слишком просто. Но разве в этом заключена какая-то особая добродетель? Конечно, для людей, живущих в монастыре, монахов, может быть, все и обстоит таким образом, и в этом случае они действительно могут стяжать благой плод. Разница есть, потому что они в особом положении, они находятся в состоянии духовного подвига, и в этом случае действует другой закон, при котором смирение понимается именно таким образом. Но вопрос: должны ли миряне таким же точно образом понимать смирение? Если понимать его так, то тогда можно действительно отказаться от мира, живя в миру, но разве это не будет иллюзией, которая рано или поздно исчезнет, и человек окажется лицом к лицу с реальностью. В этом смысле, мне кажется, ошибку совершают те люди, которые ставят на первое место в своем духовном подвиге учение святых отцов, конкретные примеры аскетизма.
Сам я тоже когда-то увлекался чтением аскетической литературы. И что в итоге? Помогло ли мне это в конкретных повседневных обстоятельствах жизни. Скорее - нет, чем - да. Потому что я стал с пренебрежением относиться к опыту земной жизни. Конечно, в чем-то эти книги помогли, чему-то научили важному. Но были и отрицательные моменты в таком обучении.
Я знаю людей, которые изучив учение св. отцов не только не улучшили свое положение в мире, но еще ухудшили его, став с высокомерием и пренебрежением относиться к современной жизни. Мне кажется сейчас, что эти книги нужно читать с умом и осторожностью, особенно новоначальным, чтобы не впасть в духовную прелесть. К сожалению, некоторые из пастырей тоже понимают смирение в таком плане и учат так своих учеников.
Итак, получается, что смирение должно быть активным, разумным и деятельным. И только в этом случае оно может принести плод. Это так, по крайней мере, для мирян, у монахов действует другое правило и закон.
Смирение должно быть прежде всего внутренним, а не внешним. Смирять нужно сердце, душу, а не выражение лица. Об этом же говорит и Христос в Евангелии: также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою (Мф. 6, 16). Христос говорит, что такие люди получают награду уже в этой жизни, значит в иной жизни они лишаются ее. Он часто употребляет выражение: "и будут последние первыми, и первые последними", намекая на то, что награду получат те, кто смирял себя, но при этом Он и предостерегает от ложного смирения, когда человек только внешне кроток, а сердце его полно гнева по отношению к ближнему. 
 
Tags: православие, размышления, религия, христианство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments