Саночкин Дмитрий (laloeken) wrote,
Саночкин Дмитрий
laloeken

прогресс ???

Оригинал взят у az_pantarei в прогресс ???
ПрОГРЕСС, ЗаСТОЙ, РеГРЕСС?                            18 5 2017
Когда мы встречаем какой-нибудь примитив, мы восклицаем: «и это 21 веке!». Невольный возглас выдает нашу глубоко укоренившуюся установку: с течением времени всё в жизни совершенствуется и должно совершенствоваться, существует прогресс. В этом нас убеждают факты и наблюдения: растение развивается семени; развивается любое животное и человек, начиная от зачатия; антропогенез есть процесс развития; несомненно происходит развитие в сфере техники: колесо, паровоз, автомобиль, самолет, ракета, телефон, компьютер; по-видимому, вся Вселенная после Большого Взрыва находится в процессе развития! Даже жизнь общества, видимо, прогрессирует: от первобытного стада до современной демократии.
 Но такое понимание,  особенно относительно социума, существовало не всегда и не у всех народов. В Древней Греции встречается, вроде, идея прогресса. Но несомненно существовала также идея регресса человеческой истории (концепция Гесиода): постепенное ниспадение от совершенного «золотого века» (10 000 лет назад) к железному с деградацией морально-психологической природы человека. Существовала и идея истории, движущейся по кругу.
  В индуизме и буддизме также присутствует аналогичное учение о деградации в соединении с круговой (точнее, спиральной) траекторией. История человечества, вообще мира в целом, безначальна и циклична. Цикл состоит из четырех эпох (скр. юга), в первой эпохе «Дхарма стоит на четырех ногах», а в четвертой (пресловутая Кали-юга, в которой мы и находимся) мир (мораль и пр.) все более деградирует, доходя до полнейшего кризиса, упадка, практически гибели, после чего с приходом Мессии, несущего новое духовное учение, происходит возрождение, переход к первой эпохе следующего цикла. (Он не есть абсолютно точное воспроизведение предыдущего цикла, -  идея «вечного возврата» представляется наивно-механистической).
  Классики буддизма, вроде и сам Будда, говорят о времени (сроках) жизни Учения, Дхармы,  о ее постепенном наступающем упадке. Точно также и Бхагавад-гита, устами Кришны вещает о том, что в ходе времен, в смене поколений,  высокие принципы приходят в упадок
Линейный ход истории провозгласило христианство (Августин Блаженный). Земная история началась с сотворения человека и движется (более или менее) «по прямой» к своей конечной точке (Страшный Суд, «конец света»). Как видим, по сути это тоже в целом концепция деградации. Совершенные перволюди с грехопадением потеряли свое совершенство, были изгнаны из рая и часть их потомков, возможно, достигнет Царствия Небесного после смерти и после завершения нашей земной истории.
Современная «вера в прогресс»  началась в целом с эпохи Ренессанса, Возрождения, и в особенности в эпоху Просвещения и времена индустриальной революции, т.е. с развитием техники и «светских» наук. (В то время как христианство со времен Ренессанса - напротив - отсчитывает время своей деградации (апостасии), отхода от теоцентризма к антропоцентризму). Вера в прогресс основывалась, во многом, на вере в возможности
совершенствования человека, особенно в совершенствование его рациональности. (См., например, сочинения Я.А.Коменского – «Великая дидактика»). . Э.Геккель (1834—1919) , (автор терминов питекантроп, филогенез, онтогенез и экология) был исполнен уверенности в том, что наука скоро совершенно вытеснит религию, христианство. (См. его «Мировые загадки»).
 Но катастрофические мировые войны, с применением отравляющих газов, с лагерями смерти .  и современное бедственное и угрожающее состояние природы, общества и человека, состояние кризиса заставило задуматься об идее прогресса, о его возможности ("кризис рациональности"). Противоположность прогресса – застой (жизнь в целом на одном и том же уровне), регресс, инволюция, т.е. ухудшение, снижение уровня и \или даже гибель. (В марксизме тема прогресса не трактуется однозначно: прогресс в развитии общества, появление нового сопровождается и явлениями регресса и даже отмирания «старого», одно диалектически связано с другим).

-----------------------------------------------
  Современный автор - Киселев Г.С.  (вероятно, уже не марксист) пишет (16.04.2015) об «иллюзии прогресса», об обоснованности идеи общественного прогресса и перспективах человечества. По его мнению, эта идея нуждается в серьезном переосмыслении, так как ситуация сегодняшнего мира ее в целом не подтверждает: если в некоторых областях он действительно наблюдается, то в других идет регресс и даже архаизация. Наш мир по-
прежнему полон противоречий и конфликтов – социальных, социокультурных, цивилизационных, пути решения которых не просматриваются. В то же время возникает новая антропологическая действительность, указывающая на значительные трансформации самой природы человека. Все это, на взгляд автора, свидетельствует о крайней неопределенности перспектив человека.
Tags: repost, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments