Слушал Аквариум, их песню "Луна успокой меня" из альбома Psy (1999). По поводу этой песни давно уже возникают некоторые мысли. В сообщество, посвященное группе, писать о них не хочу, так как сообщество это серьезное, и боюсь, что меня не поймут. Да и напишу немного.
На мой взгляд, песня содержит несколько восточных и дзэнских аллюзий и аллюзий на поэзию хокку.
Луна, успокой меня
Луна, успокой меня.
Луна успокой меня - мне нужен твой свет.
Напои меня чем хочешь, но напои.
Я забытый связной в доме чужой любви.
Я потерял связь с миром, которого нет.
На Севере дождь, на Юге - белым бело.
Подо мной нет дна, надо мной стекло;
Я иду по льду последней реки,
Оба берега одинаково далеки
Я не помню, как петь; у меня не осталось слов.
Луна, я знаю тебя; я знаю твои корабли.
С тобой легко, с тобой не нужно касаться земли:
Все, что я знал; все, чего я хотел -
Растоптанный кокон, когда мотылек взлетел.
Те, кто знают, о чем я - те навсегда одни.
Во-первых, в песне встречается образ луны, столь характерный для японской поэзии.
Можно вспомнить танка Сайгё:

* * *
* * *

* * *
Ах, если бы в нашем мире
Не пряталась в тучи луна,
Не облетали вишни!
Тогда б я спокойно жил,
Без этой вечной тревоги...
Или многочисленные хокку Басё и других авторов, одно из них:
* * *
Луна - путеводный знак -
Просит: "Сюда пожалуйте!"
Дорожный приют в горах.
Луна приносит успокоение и надежду, отсюда строки песни: "Луна успокой меня".
Нужно заметить, что в восточной культуре луна не является олицетворением темного начала, как в западной, ее образ не связан с демоническими силами. Этот образ воспринимается иначе. Луна выступает как источник вдохновения, начало дающее силу творческой энергии человека, а также как вечно недосягаемый идеал чего-то таинственного, потустороннего, но без негативной окраски. Вечно сменяющиеся фазы луны отмечают определенные этапы в жизни человека, связаны с надеждой на будущее обновление.
Одно из сочинений известного японского наставника дзэн Догэна так и называется "Луна":
"Будды, патриархи и ученики будд имели сердце (сознание), как луну, поскольку луна становилась сердцем. Без луны нет сердца, а без сердца не было бы луны". (перевод А.Г. Фесюн)
Следующий образ также связан с буддизмом, с его идеей непостоянства всего сущего и идеей вечного обновления, которые также часто находит отражение в восточной культуре.
"Все, что я знал; все, чего я хотел -
Растоптанный кокон, когда мотылек взлетел.
Те, кто знают, о чем я - те навсегда одни"
Мотылек, который из гусеницы превращается в куколку, а затем в бабочку - это символ обновления в жизни, известный как на востоке, так и на западе.
Подводя итог, можно сказать, что главная идея песни заключена в поиске обновления в жизни, которое дает высшее начало, выраженное в образе луны.