Саночкин Дмитрий (laloeken) wrote,
Саночкин Дмитрий
laloeken

Categories:

Основа в еде?

Перечитывал Лао-цзы. Бросилась в глаза характерная строчка, которая передает особенность китайского (восточного) мышления. Приведу цитату полностью:

...О! Как хаотичен [мир], где все еще не установлен порядок. Все люди радостны, как будто присутствуют на торжественном угощении или празднуют наступление весны. Только я один спокоен и не выставляю себя на свет. Я подобен ребенку, который не явился в мир. О! Я несусь! Кажется, нет места, где мог бы остановиться. Все люди полны света. Только я один подобен тому, кто погружен во мрак. Все люди пытливы, только я один равнодушен. Я подобен тому, кто несется в мирском просторе и не знает, где ему остановиться. Все люди проявляют свою способность, и только я один похож на глупого и низкого. Только я один отличаюсь от других тем, что вижу основу в еде. (Дао Дэ цзин - параграф 20, перевод Ян Хин-шуна).


                    

      Чао Бучжи. Лао-цзы, странствующий на буйволе. XI век     

                                                         (Ссылка на источник)
 

Что имеет в виду автор под последним выражением: "вижу основу в еде". Если понимать буквально, то можно подумать, что речь идет о гурманстве или особом интересе к пище. Или, может, имеется в виду нечто другое? Может, речь наоборот идет о разборчивости в питании, особой диете? Понять логику древнего китайского философа, конечно, не просто.
Если читать всю книгу, то видно, что автор пишет о таких вещах, как смирение, воздержание - добродетелях в том числе и христианской, и не только, религии. Но в таком случае данную строчку и следует понимать в таком контексте. Так, что я невольно запутался.
С другой стороны Лао-цзы, как и многих других восточных религиозных персонажей, иногда изображают полным. Значит, все-таки имелось в виду это? Но тогда как же быть с противоречием, которое возникает между полным глубокой мудрости текстом и столь легкомысленным образом жизни, заключающимся, похоже, в гедонизме и угождении плоти.
В общем, я все-таки пришел к выводу, размышляя над всеми этими вопросами, что Лао-цзы
действительно писал о высоких вещах, и более того - жил в соответствии с тем, о чем писал, воплощал свои идеалы аскетизма и философии в жизни. Но парадоксальным образом его образ преломился впоследствии, через призму народного фольклора, и получил столь причудливые и неадекватные черты. Тоже самое произошло, скорее всего, и с Буддой, ведь его тоже часто изображают полным человеком.
Между тем проповедуют они те же самые идеалы, что и христианские святые - воздержание, смирение, сострадание, непричинение зла другим существам. Можно даже сказать, что у этих религий - одна основа, одни и те же идеалы, просто некоторые догматы различны.
Кстати, глядя на многих православных священников, на их дородность, создается похожее противоречивое впечатление... Может быть, еще в данных случаях полнота не есть признак невоздержанности, а - признак какого-то благодушия? Тогда становится понятно то, о чем пишет китайский философ...



Tags: Лао-цзы, размышления, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments