Саночкин Дмитрий (laloeken) wrote,
Саночкин Дмитрий
laloeken

Общий источник

Перечитывая Лермонтова нельзя не обратить внимание на то, насколько созвучно его мироощущение мироощущению буддийскому. Поэта тяготит бремя этой жизни, это чувствуется по многим его стихам. Он, подобно Будде, воспринимает жизнь, как страдание. Кажется, еще немного и поэт согласится с такой точкой зрения. По-крайней мере он близко подходит к ней в своем творчестве.
Одно из самых ярких стихотворений, иллюстрирующих эту мысль, это, пожалуй, стихотворение "Тучи".

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.


Последние строки перекликаются со строками Сутры запуска колеса учения:

     "Такова, о монахи, истина о прекращении страдания: этой жажды безостаточное уничтожение, бесстрастие, уход, свобода, бесприютность". (так называемая Третья благородная истина)

Я пониманию, что подобный взгляд субъективен и мнение о восточном влиянии в творчестве Лермонтова может быть оспорено, возможно, также, что подлинные корни подобных мотивов в его стихах кроются в мироощущении христианского аскетизма, который скорее всего был более близок поэту.
Но удивительно все же, что несмотря на это, некая таинственная параллель существует.
Может быть, действительно подобные истины и прозрения имеют один общий источник?

Tags: Лермонтов, буддизм, заметки, поэзия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments