Саночкин Дмитрий (laloeken) wrote,
Саночкин Дмитрий
laloeken

Categories:

"Ослики в пустоте"

...Любопытная картина китайского художника Ма Юаня (1190-1279), которая называется "Путешествие через горный перевал ранним зимним утром" и которую я для себя назвал "Ослики в пустоте"... 



Данный стиль называется стилем "одного угла", и Ма Юань считается его основоположником. Вот что пишет об этом Д.Т. Судзуки в своей книге "Основы дзэн-буддизма": 

"Весьма вероятно, что самой яркой чертой восточного характера является способность схватывать жизнь изнутри, а не снаружи. И дзэн как раз попал в точку. Равнодушие к форме, являющееся результатом того, что слишком много внимания уделяется важности духа, особенно заметно в живописи. Стиль "одного угла" и экономия в пользовании кистью также помогают выйти за пределы общепринятых правил. Там, где вы обычно ожидаете увидеть линию, пятно или балансирующий элемент, они отсутствуют, однако именно это неожиданно пробуждает в вас приятное чувство. Несмотря на недостатки или дефекты, которые, несомненно, присутствуют, вы их не ощущаете: это несовершенство фактически становится своего рода совершенством. Очевидно, красота далеко не всегда заключается в совершенстве формы".


В чем-то соглашусь с автором, что данный эффект стиля "одного угла" "создает приятное чувство". Для примера еще пара картин кисти этого же художника: 



На горной тропке весной




Напевая в пути


Я бы еще добавил от себя лично, что эта живопись тренирует воображение - на месте пустого пространства зритель сам должен представить воздух, легкую дымку или туман со всеми их цветами или оттенками. Монохромность с ее скромностью здесь становится подспорьем для "расширения сознания", творческого усилия воображения. Пустоту нужно заполнить собственными мыслями и впечатлениями от жизни. Живописец не должен чрезмерными украшениями мешать зрителю проявлять эту способность. Или как говорит все тот же Лао-цзы:

"Тридцать спиц соединяются в одной ступице, [образуя колесо], но употребление колеса зависит от пустоты между [спицами]. Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем. Вот почему полезность [чего-либо] имеющегося зависит от пустоты". (Дао Дэ Цзин I, 11)


Tags: Ма Юань, буддизм, дзэн, китайская живопись, размышления
Subscribe

  • Космическое

    Пришельцы вновь шлют нам приветы И просят они передать, Что чтут Афанасия Фета Побольше, чем мы чью-то мать!.. 03.01.21 г.

  • Не только

    Блок - это не только важная составная часть компьютера, но еще и известный русский поэт. Помните об этом!

  • И думаешь

    Чуть вымолвишь: «вчера». Глядишь — уже «сегодня», И «завтра» наступает вслед за ним… Как воды Асука 一 и месяцы и дни Бегут и исчезают незаметно……

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments