Саночкин Дмитрий (laloeken) wrote,
Саночкин Дмитрий
laloeken

Categories:

Е.А. Трофимова. Творчество Н.К. Рериха в контексте эпохи модерна

Новейшая философия оказалась реакцией на своеобразную «сенсорную депривацию» классической немецкой философии, где смысловые пространства подавили пространства чувственные, сенсорные. В статье эпоха модерна рассмотрена как существенный сдвиг в различных областях культуры: от рационального, дискурсивного к сенсорному, чувственному, материально-телесному. Этот сдвиг проявился как в философии, так и в многообразных социальных практиках, включая и художественные искания (синтез, синестезия, вселенское чувство). Вселенское чувство - попытка преодоления экзистенциальной дистанции с миром, постижения «высшей реальности» в интегральном единстве всех способностей человеческой души. В русской культуре Серебряного века выявлена своеобразная изоморфность человека и космоса. Синестезия является не только способом расширения видения и сознания, но и способом увеличения ассоциативно-смыслового поля культуры, особым художественным и эстетическим приемом. Смыслы и значения русского космизма распространяются между двумя полюсами: личностным, «персоналистическим» и вселенским, «космологическим». Прослеживается связь образов Н. К. Рериха с идеями русской софиологии. В живописи Н. К. Рериха космос предстает живым, одушевленным организмом: сдвиг к материально-телесному, к эмоциональному, к бессознательному, к архаическому, к детскому предстает как сознательное возвращение к мифу. (Читать дальше...)
Tags: Николай Рерих, Серебряный век, искусство, искусствоведение, космизм, литература, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments