Саночкин Дмитрий (laloeken) wrote,
Саночкин Дмитрий
laloeken

Categories:

Н.А. Бердяев о культуре до революции и после нее

Читаю книгу Марины Лобановой "Теософ - теург - мистик - маг: Александр Скрябин и его время". Некоторые выводы из прочитанного. Может быть, ничего нового я здесь не скажу. Мне больше хотелось поделиться цитатой из книги Бердяева - см. ниже.

В дореволюционной России была создана культура высокого уровня. В то время искусство, литература, музыка и т. д. были пронизаны самыми разными идеями - от идеи соборности Вл. Соловьева и идеи дионисийского экстаза Ф. Ницше до учений теософии и антропософии. В культуре того времени, как в плавильном котле, сконденсировались и оформились образцы творчества, выдающиеся по своей силе и красоте. А потом неожиданно пришла революция...

Отрывок из книги Николая Бердяева "Самопознание", который цитирует Марина Лобанова в своей книге об Александре Скрябине:

"...Оргиазм был в моде. Искали экстазов, что, впрочем, не означает, что искавшие этих экстазов люди были экстатичны по натуре. Но сравнительно мало интересовались реальностями, и эмпирическими, и сверхэмпирическими, умопостигаемыми. Эрос решительно преобладал над Логосом. Но это означало равнодушие к теме личности и свободы. [...] Интересно, что в то время очень хотели преодолеть индивидуализм, и идея «соборности», соборного сознания, соборной культуры была в известных кругах очень популярна. Но соборность тут очень отличалась от соборности Хомякова, она скорее была связана с идеями Р. Вагнера о всенародной коллективной культуре и о религиозном возрождении через искусство. В. Иванов был главным теоретиком соборной культуры, преодолевающей индивидуализм, который идет от исторического Ренессанса. Русский ренессанс требовал возврата к древним истокам, к мистике Земли, к религии космической. В. Иванов почти отождествил христианство с дионисизмом. [...] Томление по всенародной, органической, коллективной, «соборной» культуре происходило в тепличной атмосфере. Но никто из творцов той эпохи не согласился бы на ограничение свободы своего творчества во имя какого-либо реального коллектива. И какая ирония судьбы! В России индивидуализм культурного творчества был преодолен и была сделана попытка создать всенародную, коллективную культуру. Но через какой срыв культуры! Это произошло после того, как был низвержен и вытеснен из жизни весь верхний культурный слой, все творцы русского ренессанса оказались ни к чему ненужными, и в лучшем случае к ним отнеслись с презрением. «Соборность» осуществилась, но сколь непохожая на ту, которую искали у нас люди XIX и начала XX века. [...] И осуществилось лишь обратное подобие этой «соборности» в русском коммунизме, который уничтожил всякую свободу творчества и создал культуру социального заказа, подчинив всю жизнь организованному извне механическому коллективу". (Полностью см. здесь)
Tags: Николай Бердяев, Россия, Серебряный век, искусство, история, культура, литература, теософия, философия
Subscribe

  • Вызовы современности

  • Сон про кино

    ...Снится как-то во сне знакомая из 90-х годов. Мы бродим по детской площадке, залезая на разные горки и турники. Заходит разговор о том, что…

  • Подробности

    Cтали известны подробности о новой книге ПВО. Книга носит название "Transhumanism Inc." О ее содержании можно прочитать по ссылке. В конце…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment